Независимость Объективность Законность
Работаем: пн-пт, с 09:00 до 18:00 г.Москва,Варшавское шоссе,д.35,стр.1 info@msebsud.ru

Проблемы психолого-педагогической экспертизы по спорам, связанным с воспитанием детей

На основании обобщения экспертной практики и анализа судебной практики можно сделать вывод об увеличении количества психолого-педагогических экспертиз, назначаемых в гражданском судопроизводстве по делам, связанным с воспитанием детей.

Однако в данном виде экспертиз, к сожалению, присутствует много недостатков, в частности:

  • отсутствие собственной методологии психолого-педагогической экспертизы в сфере судопроизводства;
  • решение педагогами и педагогами-психологами вопросов, выходящих за пределы их специальных знаний и компетенции, включая вопросы, относящиеся к исключительной компетенции суда;
  • предоставление безосновательных рекомендаций, нарушающих права граждан;
  • отсутствие профессиональных компетенций, необходимых для производства судебной экспертизы.

По результатам изучения соответствующих Экспертных заключений специалистами сделаны выводы о том, что Заключения по результатам психолого-педагогических экспертиз не отвечают требованиям действующего законодательства, в том числе, по причине отсутствия у частнопрактикующих педагогов-психологов необходимой профессиональной подготовки. К тому же, несовершенство закона в части профессиональных и квалификационных требований к экспертам позволяет суду некритично относиться к проверке компетенции эксперта.  

В итоге, в гражданский процесс вводится ненадлежащий субъект судебно-экспертной деятельности, что нарушает права граждан, подрывает доверие к институту судебной экспертизы и к судебной власти.  Судебные психолого-педагогические экспертизы по спорам, связанным с воспитанием детей, должны выполняться на строго научной основе, объективно, всесторонне и полно высококвалифицированными психологами, имеющими большой опыт работы с детьми.