На основании обобщения экспертной практики и анализа судебной практики можно сделать вывод об увеличении количества психолого-педагогических экспертиз, назначаемых в гражданском судопроизводстве по делам, связанным с воспитанием детей.
Однако в данном виде экспертиз, к сожалению, присутствует много недостатков, в частности:
- отсутствие собственной методологии психолого-педагогической экспертизы в сфере судопроизводства;
- решение педагогами и педагогами-психологами вопросов, выходящих за пределы их специальных знаний и компетенции, включая вопросы, относящиеся к исключительной компетенции суда;
- предоставление безосновательных рекомендаций, нарушающих права граждан;
- отсутствие профессиональных компетенций, необходимых для производства судебной экспертизы.
По результатам изучения соответствующих Экспертных заключений специалистами сделаны выводы о том, что Заключения по результатам психолого-педагогических экспертиз не отвечают требованиям действующего законодательства, в том числе, по причине отсутствия у частнопрактикующих педагогов-психологов необходимой профессиональной подготовки. К тому же, несовершенство закона в части профессиональных и квалификационных требований к экспертам позволяет суду некритично относиться к проверке компетенции эксперта.
В итоге, в гражданский процесс вводится ненадлежащий субъект судебно-экспертной деятельности, что нарушает права граждан, подрывает доверие к институту судебной экспертизы и к судебной власти. Судебные психолого-педагогические экспертизы по спорам, связанным с воспитанием детей, должны выполняться на строго научной основе, объективно, всесторонне и полно высококвалифицированными психологами, имеющими большой опыт работы с детьми.