Независимость Объективность Законность
Работаем: пн-пт, с 09:00 до 18:00 г.Москва,Варшавское шоссе,д.35,стр.1 info@msebsud.ru

Проблемы оценки произведений искусства

На сегодняшний день отсутствует чёткая регламентированная нормативная база в области проведения оценки предметов искусства. Законодательной основой для проведения оценки в России является ФЗ № 135-ФЗ от 29.07.1998г.  N 135-ФЗ (в ред. от 18.03.2020г.) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», однако среди объектов оценки ст.5 указанного Закона не предусматриваются отдельным пунктом культурные ценности и предметы искусства.

Кроме того, на данный момент пока не существует федеральных стандартов оценки вышеуказанных предметов, до сих пор на федеральном уровне не приняты программы подготовки специалистов в области оценки культурных ценностей и соответствующие методические рекомендации. Ввиду отсутствия возможности получения конкретной специализации, оценщики, желающее работать с предметами искусства, вынуждены проходить обучение по программе «Оценка движимого имущества», что не в полной мере отвечает особенностям произведений, обладающих культурной ценностью.

Поскольку специфика оценки таких объектов, как произведения искусства, не отражена ни в одном нормативном правовом акте, оценщикам в России приходится на практике вырабатывать специальные подходы и критерии к методике оценки особых объектов, основываясь на международную практику, где принято считать, что каждый предмет искусства обладает условно тремя видами стоимости, ввиду чего, оценщик должен в своем отчёте указывать не менее трёх разных цен:

  • основная стоимость - самая высокая, которая, как правило, предназначена для страхования;
  • рыночная стоимость – наиболее востребованная цена, которая используется при продаже, в гражданских спорах по разделу имущества и наследственных правоотношениях;
  • ликвидационная стоимость – самая низкая стоимость, которая используется, когда необходимо быстро получить наличные деньги (банкротство, проведение аукциона).

При этом надо учитывать, что в условиях отсутствия чётких критериев, при определении стоимости одного и того же предмета  искусства разными специалистами могут быть даны разные существенно отличающиеся оценки.